Уже проходили, с весьма неоднозначным результатом.
Причины - все те же. Размеры государства и ментальность.
У нас ведь в разных регионах совершенно разные условия жизни. Про Москву и так понятно, но если взять ту же Казань и, к примеру, Петрозаводск - впечатление, что вообще разные государства.
Как по мне, так то, что сейчас мы видим в сфере здравоохранения - растянувшийся на десятилетия переходный период. Советская модель и капиталистические реалии породили нынешнюю агонирующую химеру. Низы уже не могут, но верхи еще не хотят. Но, как говаривал наш незабвенный вождь, "процесс пошёл". По крайней мере, в Москве практически во всех крупных клиниках и центрах есть отделения платных услуг, программы по ДМС. И это естественно - во всем мире больницы зарабатывают деньги, отсюда и сервис, и отношение к пациентам, и условия работы. У нас пока медицина бюджетная, что в абсолютном большинстве определяет политику администрации - успей загрести из корыта сколько сможешь, и хоть потоп после нас.
Как только отдадут здравоохранение на откуп - ситуация начнет меняться. С появлением совета директоров и эффективный менеджмент появится, и юридическая поддержка, и программы страхования профессиональной отвественности.
Но для этого придется перелопатить всю действующую модель ОМС, сведя ее к минимуму, что, в общем-то, и происходит.
Ну и что касается Скандинавии, поделюсь наблюдениями.
В Норвегии ребята с ambulance (парамедики) получают на руки (за вычетом несопоставимых с нашими налогов) около 35 000 крон, что эквивалентно примерно 265 000 рублей. Это считается среди них неплохой зарплатой.
При этом литр молока стоит от 15 до 20 крон, проезд в городском транспорте - 35 крон, средний чек в закусочной типа бургер-кебаб - 100 крон, кружка пива - 30-50 крон.
То есть, сравнивая со средним окладом фельдшера в Москве (в соседней теме кто-то даже подробный расчет выкладывал) - покупательная пособность зарплаты не так уж сильно и разнится.
Понятно, конечно, что Москва не вся Россия и т.д. Но тем не менее.
Но в Норвегии еще огромная (из тех же налогов) социальная поддержка, которая также накладывает отпечаток на менталитет.
Недавно забирал пациента из городской больнички в Осло. Приехали двое ребят, улыбчивые, как буратины. Первым делом зашли в палату - со всеми полезли здороваться, представляться - найс ту мит ю, хау а ю, и всё такое. Выяснилось, что у пациента с собой два лишних чемодана (плюс сестра, которая в аэропорт провожать едет). Те улыбаются, говорят, никак нельзя всех в машину взять - по инструкции не положено (реально, места там мало). Сестра в крик - да как так, да вот у нас в Германии! А те её радостно успокаивают, говорят - ноу проблем, мисс, у нас такое хэпппенс эври дэй, ваще ноу проблем. И вызывают через социальную службу такси, чтобы вещи пациента и её до аэропорта довести. Пока мы с носилками на лифте спускались, такси уже во дворе ждало. Скорая, кстати, тоже бесплатная была.
Вэлкам ту Норвэй, как сказали мне парамедики, когда попросил их объяснить идейный смысл этой скульптуры в больничном дворе)