Перейти к содержанию
Igor_Arx

История символики

Рекомендуемые сообщения

Как-то давно, когда довелось преподавать в медицинском институте, мне был задан вопрос: "А что означает эмблема - голубая снежинка на машинах "скорой помощи?" Тогда ответить не смог. Было весьма стыдно-)) Сейчас в эпоху доступности информации собрал много материалов о символике - и не только медицинской. Хочу ее выложить (не всю конечно - ее много!) здесь, чтобы когда к вам на службу приходят стажеры, им можно было бы рассказывать немножко и о истории-))

 

 

Красный крест и красный полумесяц одни из самых узнаваемых знаков во всем мире. Изначально созданные для обозначения санитарных служб вооруженных сил и обеспечения защиты больных и раненых, они со временем превратились в символы беспристрастной помощи, предоставляемой всем, кто страдает. Однако, то обстоятельство, что какое-то лицо, организация или компания участвуют или желают участвовать в оказании помощи, само по себе не дает им права использовать эти символы во время осуществления своей деятельности.

Использование этих эмблем и наименования 'Красный Крест' регулируются Женевскими конвенциями 1949 года и Дополнительными протоколами к ним 1977 года , а также национальным законодательством каждого государства.

 

1-web.gif

 

Эмблема Красного Креста является ключом к осуществлению всей гуманитарной деятельности - эмблема призвана защищать как пострадавших, так и людей, пришедших им на помощь. В странах с преимущественно мусульманским населением, традиционно, вместо эмблемы красного креста используется красный полумесяц, таким образом, ЭМБЛЕМЫ КРАСНОГО КРЕСТА И КРАСНОГО ПОЛУМЕСЯЦА НЕ НЕСУТ В СЕБЕ КАКОГО-ЛИБО РЕЛИГИОЗНОГО ИЛИ ПОЛИТИЧЕСКОГО СМЫСЛА, НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СИМВОЛАМИ МЕДИЦИНЫ И РАВНОЗНАЧНЫ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ.

Любое использование эмблемы красного креста (красного полумесяца), несанкционированное Женевскими конвенциями и Дополнительными протоколами и неуполномоченными на то учреждениями (коммерческими фирмами, неправительственными организациями, аптеками, частными лицами, частнопрактикующими врачами, больницами, клиниками и автомобилями скорой помощи) является неправомерным использованием (злоупотреблением).

 

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

 

В 1859 году Анри Дюнан стал свидетелем битвы при Сольферино, после которой тысячи раненых солдат были оставлены без всякой помощи на поле боя. Тела погибших оказались во власти хищников и мародёров. Армейские санитарные службы не сумели справиться со своими обязанностями, и одной из причин этого было отсутствие у них какой-либо единой отличительной эмблемы, которую каждая из сторон конфликта могла бы легко опознать.

 

1-web.gif

Анри Дюнан

 

В Женеве в 1863 году состоялась Международная конференция, которая пыталась найти решение проблемы малой эффективности работы армейских санитарных служб на поле боя. Участники конференции утвердили эмблему: красный крест на белом фоне, в качестве отличительного знака обществ оказания помощи раненым военнослужащим - будущих национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

В 1864 году принята первая из Женевских конвенций и красный крест признан Дипломатической конференцией в качестве отличительного знака медицинских служб вооружённых сил.

'Из уважения к Швейцарии геральдический знак красного креста на белом поле, образуемый путём обратного расположения федеральных цветов…'. Это объяснение, приведённое в статье 38 Женевской конвенции I 1949 года, появилось гораздо позже, и нет никакой уверенности в том, по какой именно причине в качестве эмблемы был выбран красный крест на белом фоне.

 

КАК ПОЯВИЛСЯ КРАСНЫЙ ПОЛУМЕСЯЦ?

 

Во время Восточного Кризиса (1875–1878) и Русско-турецкой войны (1877–1878) Османская империя разрешила деятельность Красного Креста на своей территории, однако, обязав МККК изменить свою символику на Красный Полумесяц. С тех пор в большинстве исламских стран ту же роль играет красный полумесяц, а в Иране — красный лев и солнце (отменен в 1980 г). В последующем, статья 38 Женевской конвенции I 1949 года признала эмблемы красного креста и красного полумесяца на белом фоне в качестве защитных знаков военно-медицинских служб. Тем самым исключалась возможность использования каких-либо иных знаков, кроме указанных эмблем.

 

В Израиле распространена красная звезда Давида, хотя она не получила признания со стороны международного гуманитарного права. На международном уровне эта символика вызывала протесты арабских стран. В связи с этим 8 декабря 2005 года Международный комитет Красного Креста (МККК) одобрил дополнение к официальной эмблеме этой организации. Теперь наравне с красным крестом и полумесяцем в ней будет использоваться красный кристалл - ромб на белом фоне, стоящий на одном из углов.

 

1-web.gif

 

Против принятия красного кристалла в качестве дополнения к эмблеме МККК выступила Сирия. Условием одобрения этой символики Дамаск назвал допуск сирийского Комитета Красного Полумесяца на Голанские высоты, оккупированные Израилем с 1967 года. Представитель Израиля при ООН в Женеве Ицхак Леванон отверг требование Сирии, обосновав его тем, что между двумя странами отсутствуют дипломатические отношения.

Также Израиль заявил о готовности использовать красный ромб при проведении операций под эгидой МККК вне территорий страны, в то время как в самом Израиле символикой медицинских служб останется Маген Давид Адом - красная звезда Давида.

 

ЭМБЛЕМА КАК СИМВОЛ ЗАЩИТЫ

 

В период конфликтов эмблема выполняет роль видимого знака защиты, предоставляемой в соответствии с положениями Женевских конвенций. Её цель - показать вооружённым силам, что под защитой Женевских конвенций и Дополнительных протоколов, находятся определённые:

- лица (добровольцы из национальных обществ, медицинский персонал, делегаты Международного Комитета Красного Креста и др.)

- медицинские формирования (госпитали, пункты оказания первой помощи, подвижные лазареты и др.), а также,

- транспортные средства (наземные, морские и воздушные).

 

Необходимо, чтобы эмблема, используемая в качестве защитного знака, вызывала уважение и побуждала вооружённые силы к сдержанности в действиях. Поэтому она должна быть больших размеров.

 

ЭМБЛЕМА КАК СИМВОЛ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К ДВИЖЕНИЮ

 

Использование эмблемы как отличительного знака направлено на то, чтобы показать, главным образом, в мирное время, что обозначенные ею лица и объекты имеют отношение к Международному Движению Красного Креста и Красного Полумесяца (также известное как Международный Красный Крест), т.е. следующим организациям:

- национальным обществам (таким как, Российский Красный Крест),

- Международной Федерации Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца или

- Международному Комитету Красного Креста.

В данном случае эмблема должна быть меньшего размера.

 

КТО ИМЕЕТ ПРАВО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭМБЛЕМУ?

 

В мирное время в качестве отличительного знака :

- В первую очередь, Национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца, на территории Российской Федерации - это Российский Красный Крест (РКК), признанный Международным Комитетом Красного Креста 15 октября 1921 года единственным Национальным обществом Красного Креста на территории РФ.

- РКК использует эмблему красного креста в соответствии с положениями Женевских Конвенций, национальным законодательством, собственным Уставом , а также Правилами по использованию эмблемы Красного Креста и Красного Полумесяца национальными обществами, принятыми Движением в 1991 году.

На территории Российской Федерации только Российский Красный Крест может использовать эмблему красного креста для проведения мероприятий или компаний по сбору средств.

- Машины и станции скорой помощи, при условии соблюдения национального законодательства, и что национальное общество, несомненно, разрешило её использовать, и помощь будет оказываться исключительно на безвозмездной основе.

В данном случае используется эмблема небольшого размера.

 

В мирное время в качестве защитного знака :

- Медицинские формирования национальных обществ (госпитали, пункты оказания первой помощи и т.д.)

- Транспортные средства (наземные, морские и воздушные), предназначенные для оказания медицинской помощи в случае возникновения вооружённого конфликта, могут, с согласия властей, уже в мирное время использовать защитную эмблему.

В данном случае используется эмблема большого размера.

 

В период вооружённого конфликта в качестве отличительного знака :

- Только Национальное общество

В данном случае используется эмблема небольшого размера.

 

В период вооружённого конфликта в качестве защитного знака :

- Медицинские службы вооружённых сил

- Национальное общество (уполномоченное правительством своей страны оказывать помощь медицинским службам вооружённых сил, причём персонал должен подчиняться воинскому уставу и дисциплине)

- Гражданские больницы (признанные таковыми государством и уполномоченные использовать эмблему в целях защиты)

- Все гражданские медицинские учреждения (признанные властями и уполномоченные ими на осуществление своей деятельности - это относится только к государствам-участникам Протокола I)

- Другие добровольные общества оказания помощи (при условии соблюдения ими тех же правил, которым подчиняются национальные общества)

 

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭМБЛЕМЫ

Каждое государство - участник Женевских конвенций, обязано принять меры, направленные на предотвращение и пресечение злоупотреблений в использовании эмблемы красного креста и красного полумесяца.

Любое использование эмблемы, не санкционированное Женевскими конвенциями и Дополнительными протоколами к ним, является злоупотреблением.

 

Типичными примерами злоупотреблений являются:

- Имитация - использование знаков, которые могут быть отождествлены с красным крестом (например, при совпадении цвета и формы)

- Неправомерное использование - это использование эмблемы красного креста или красного полумесяца не уполномоченными на то учреждениями или лицами (коммерческими фирмами, неправительственными организациями, аптеками, частными лицами, частнопрактикующими врачами, клиниками и т.д.) или использование эмблемы теми, кто имеет на это право, но пользуется ею в целях, несовместимых с Основополагающими принципами Движения (например, во внеслужебное время, для того, чтобы избежать формальностей при пересечении границ)

 

1-web.gif

Примеры неправочного использования эмблемы Красного Креста

1-web.gif

 

- Серьёзное злоупотребление (вероломство):

Использование эмблем красного креста или красного полумесяца в военное время для защиты вооружённых лиц (комбатантов) или военного оборудования и снаряжения (например, перевозка вооружённых лиц в машинах скорой помощи или вертолётами с эмблемой на борту или установка флага с красным крестом или красным полумесяцем над складом с вооружениями) является военным преступлением.

 

Кстати по последнему пункту. Помните освобождение француженки Ингрид Бетанкур и еще 14 заложников из плена в Колумбии? Тогда колумбийский спецназ провел операцию по освобождению, использовав именно символику Красного Креста. "Мы сожалеем о случившемся", - сказал президент страны Альваро Урибе, рассказав, что символ организации находился на рубашке одного из военных, принимавших участие в операции, а также на переносной радиостанции.

 

Известная медицинская эмблема - синяя "снежинка" - родом из Соединенных Штатов Америки. Там ее называют Звездой жизни - Star of Life.

 

1-web.gif

"Снежинка"

 

Эту медицинская эмблема сопровождает службу Экстренной медицинской помощи (Emergency Medical Services), которую совместно контролируют Американская медицинская ассоциация (American Medical Association) и Департамент здравоохранения, образования и социальной помощи США (Department of Health, Education and Welfare).

Каждый из 6 лучей синей (голубой) Звезды жизни означают одну из функций службы экстренной медицинской помощи: обнаружение, извещение, отклик, помощь на месте, помощь при транспортировке, транспортировка для дальнейшей помощи.

(Немного из версий: в христианстве шестиконечный крест рассматривается как монограмма Христа: знак составлен из букв "I" и греческой "X", пересекающихся в центре. Таким образом, можно предположить, что имя Спасителя является символом службы, несущей спасение в болезни или при несчастном случае. Голубой (синий) цвет креста - символизирует бесплатность, благотворительность (в США широко известны благотворительные медицинские организации Голубой крест и Голубой щит)).

В центре эмблемы расположены змея и посох Асклепия. Этот посох стал одним из наиболее узнаваемых символов медицины. На кадуцее, используемом врачами в качестве символа, посох окрылен, и его обвивают две переплетенные змеи. Из-за этого он воспринимается скорее не как медицинская эмблема, а как волшебная палочка посланца богов Меркурия.

Эмблема Star of Life разработана Лео Шварцем (Leo R. Schwartz, 1921-2004), шефом отдела экстренной медицинской помощи Национальной администрации безопасности движения на дорогах (Chief of the EMS Branch of the National Highway Traffic Safety Administration (NHTSA)).

 

1-web.gif

Лео Шварц

 

Эмблема была разработана после того, как Американский Красный Крест запретил использование применявшегося ранее оранжевого креста на белом фоне, считая его имитацией эмблемы Красный крест.

Синяя снежинка с шестью лучами была одобрена АМА и с 1 февраля 1977 года зарегистрирована как сертификационный знак от имени NHTSA.

Национальная администрация безопасности движения на дорогах (NHTSA) обладает эксклюзивными правами контроля за использованием эмблемы Star of Life на территории Соединенных Штатов. Его использование на автомобиле Экстренной медицинской помощи подтверждает, что оснащение машины отвечает стандартам Депатрамента перевозок США (U.S. Department of Transportation), а персонал, использующий эту машину, обучен оказанию медицинского пособия в соотвествии со стандартами помощи в критических ситуациях. Использование эмблемы на дорожных картах и знаках указывает на места расположения квалифицированных служб скорой медицинской помощи.

Я пытался узнать, насколько правомочно использование снежинки службой скорой помощи других государств, но ответа пока не нашел. Хотя, исходя из того, что в очень многих странах эта эмблема используется, можно сделать вывод о том, что сей "американизм" стал уже общепринятым делом и санкций правообладатели из США к другим государствам (службам скорой помощи) не применяют.

 

Ну и о старых древних медицинских символах.

 

Эскулапова змея (Elaphe longissima) – вид из рода лазающих полозов семейства ужовых.

 

У современного человека змея ассоциируется, скорее, с чем-то неприятным. Тем не менее именно змея является общепринятым символом медицины во всем мире, причем с давних времен.

В первобытном обществе, когда складывались тотемизм и анимализм, отражавшие беспомощность первобытного человека перед окружающим миром, змея была одним из основных тотемных животных. С возникновением культа змеи ей приписывалась двойная роль: зла и добра. С одной стороны, змея была символом хитрости и коварства, с другой — бессмертия, мудрости и знаний.

Змея у многих народов символизирует добрые начала, обеспечивающие благосостояние дому и здоровье живущих там, а также обладает магической силой исцелять раны и учить людей лекарскому мастерству.

Характерно, что в античном мире медицину символизировала не ядовитая змея, а безобидный уж. Именно ужи – эскулаповы змеи – жили в центрах культа бога врачевания Эскулапа в Греции и Риме. Записи античных авторов-медиков указывают, что ужи ползали по дому во время "священного сна", часто вылизывали больные места – глаза, раны. Римляне очень любили этих змей, содержали их при банях и купальнях. Полагают, что в некоторые страны Европы эскулапова змея попала благодаря римским завоевателям.

Можно по-разному объяснять то, что многие народы издавна связывали змей с исцелением больных.

Некоторые исследователи считают, что болезни, а тем более смерть всегда были для людей явлениями таинственными и непонятными. Непонятны были и причины болезней и смертей. Змея тоже всегда оставалась существом таинственным и непонятным. Может быть, полагают эти исследователи, люди связывают непонятные явления с непонятными существами. Возможно, хотя объяснение, пожалуй, не очень убедительное. Тем более, что змея всегда была символом мудрости, учености, т.е. альтернативы незнания.

В мифологии стран Древнего Востока змеи фигурировали часто, обычно вместе с божествами, которых связывали со здоровьем людей и врачеванием их. У африканских народов змея тоже часто была связана с врачеванием. Объясняется это, очевидно, тем, что в Африке врачеванием занимались колдуны, они же, как правило, были и заклинателями змей. Символом колдуна была змея. Вот так и получалось: змея колдун - лечебная магия. Потом колдун почему-то выпал из этой цепочки, и остались змея и лечебная магия.

В Европе же змея не просто символизировала лекаря, как в Африке - колдуна, она символизировала мудрость и знание в целом. Возможно, врачи, как представители особой профессии раньше других выделились из среды «ученых людей» а, может быть, и вовсе были первыми учеными на Земле. Поэтому именно змея осталась их профессиональной эмблемой.

И всё же, трудно с определённостью сказать, почему так случилось: у нас нет почти никаких фактов, кроме одного факта - символа медицины - змеи.

Предполагается, что в качестве эмблемы врачевания символ змеи впервые был использован около II тысячелетия до нашей эры в Древнем Вавилоне, где в эпоху рабовладения сохранялось поклонение животным.

Как эмблема медицины первоначально змея изображалась без каких-либо атрибутов. Позднее появились изображения змеи в сочетании с различными предметами. Известна эмблема медицины в виде треножника Аполлона, обвитого змеей. В Европе (Франция, Бельгия, Греция и др.) с 18 в. существовала медицинская эмблема в виде зеркала, обвитого змеей. Зеркало было символом чистоты и осторожности — качеств, необходимых врачу.

Однако самыми известными стали три эмблемы медицины: посох Асклепия, кадуцей и чаша со змеёй.

 

Посох Асклепия.

1-web.gif

 

Посох Асклепия – суковатая палка, вокруг которой обвилась змея головой вверх –является одним из наиболее узнаваемых символов медицины примерно с VIII в. до н. э.

Греческие мифы повествуют, что Асклепий (у римлян – Эскулап, восх. к финикийскому Эшмуну) – сын бога света, правды и пророчеств Аполлона – обучился своему мастерству исцеления у кентавра Хирона и был известен как искуснейший врач, умевший воскрешать мертвых. Однако Зевс, испугавшись того, что благодаря искусству Асклепия люди станут бессмертными, убил его ударом молнии. Асклепий стал почитаться как бог врачевания.

В одном из древнегреческих мифов рассказывается, что Асклепий был приглашен во дворец Миноса — царя Крита, чтобы воскресить его умершего сына. Врач шел, опираясь на посох, и вдруг посох обвила змея. Испугавшись, Асклепий убил змею. Но едва он это сделал, как появилась вторая змея, несшая во рту какую-то траву. Эта трава воскресила убитую. Видимо, Асклепию уже было предначертано судьбой стать богом, поэтому он, обладая нечеловеческой прозорливостью, тут же все понял, нашел траву, которую принесла змея, собрал ее и, прибыв на Крит, воскресил ею сына царя Миноса.

Эта легенда объясняет, почему в большинстве случаев Асклепий изображается стоя, в длинном плаще, держащим в руках посох, обвитый змеей. Его фигура стала первой международной эмблемой медицины.

В настоящее время вертикально расположенный посох, обвитый змеей, изображаемый на фоне окаймленного лавровыми ветвями земного шара, является эмблемой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) при Организации Объединенных Наций. Эта эмблема были принята на I Всемирной ассамблее здравоохранения в 1948 г. и состоит в сущности из двух эмблем: эмблемы ООН (земной шар в обрамлении лавровых ветвей) и эмблемы медицины (посох, обвитый змеей). Символика этой эмблемы отражает господство медицины над целебными, охраняющими жизнь силами природы (змея).

 

1-web.gif

 

 

Кадуцей (жезл Меркурия)

1-web.gif

 

Греческим словом «кадуцей» («знак полномочий вестника») называли волшебный жезл посланника греческих богов Гермеса (у римлян – Меркурий), обвитый двумя змеями, обычно увенчанный парой крыльев.

Змеи, обвившие кадуцей символизировали взаимодействие противоположных сил. В римской мифологии Меркурий использовал жезл, чтобы помирить двух дерущихся змей — причина, по которой он стал в Древнем Риме символом уравновешенного и добродетельного поведения.

Кадуцей стали использовать в качестве знака, защищающего тайну коммерческой или политической переписки. В настоящее время это – эмблема медицины или коммерции, однако когда-то кадуцей представлял собой интригующе разнообразную символическую фигуру.

Жезл, обвитый двумя змеями, сочетает в себе сразу несколько фундаментальных символических элементов: центральный стержень символизирует Древо Жизни (в значении связи между небесами и землей); двойная спираль, сформированная змеями, — символ космической энергии, двойственности, а также единства противоположностей; сами змеи — плодотворные силы земного и потустороннего миров.

На протяжении последних 4000 лет этот символ ассоциировался с божественными силами (а иногда и с вестниками богов) в Финикии и Вавилоне, в Египте и Индии (где кадуцей стал обозначением кундалини — энергии пробуждения). В алхимии кадуцей — символ единства противоположностей (ртути и серы). Он может символизировать равновесие, а в западном искусстве — быть атрибутом аллегорической фигуры Мира.

Ассоциация с медициной произошла из-за присутствия в кадуцее змей – как в посохе Эскулапа. Знаменитый психолог Карл Юнг считал кадуцей эмблемой гомеопатической медицины — змея обозначает одновременно яд и лечебное снадобье.

 

Чаша со змеей

1-web.gif

 

Это наиболее распространенная в нашей стране медицинская эмблема.

Первые изображения чаши со змеей относятся к 800—600 гг. до н. э. При этом вначале змея и чаша фигурировали раздельно и были атрибутами дочери Эскулапа, богини здоровья Гигеи, которая обычно изображалась со змеей в одной руке и с чашей в другой.

Точного и узаконенного символа медицины в виде изображения змеи, обвивающейся вокруг чаши или изображенной рядом с ней, ни в древние времена, ни много позже не было. По данным академика Е. Н. Павловского, такое появилось лишь в XVI веке, благодаря знаменитому врачу Парацельсу, впервые предложившему подобное сочетание взамен традиционного на то время кадуцея.

Истинное значение этой эмблемы остается спорным. Возможно, что она олицетворяет собой лечебные свойства змеиного яда, так широко использовавшегося в медицине, и означает сосуд, где хранился змеиный яд. Змея же символизирует мудрость, знание, бессмертие и вообще все добрые начала.

Одним из первых российских историков медицины, обратившихся к анализу содержания символа чаши, обвитой змеей, был Ф.Р. Бородулин. Он высказался так: "Мы склонны рассматривать эту эмблему как напоминание врачу о необходимости быть мудрым, а мудрость черпать из чаши познания природы". То есть, в наше время чаша в медицинской эмблеме представлена как чаша человеческого разума, объемлющего весь мир.

В России эта эмблема под названием «Гиппократова чаша» стала основным медицинским символом в 18 веке, хотя никаких официальных государственных документов, подтверждающих это, не обнаружено.

Как отличие врачебной службы в армии чаша со змеей (двумя змеями) была введена еще при Петре I. Змея, обвивающая ножку чаши и склонившая голову над самой чашей, как символ военной медицины, был утвержден в нашей стране Реввоенсоветом в 1924 (1922?) году. Этот знак эмблема сохраняется в России до сих пор в качестве официальной эмблемы военно-медицинского состава всех родов.

Наиболее общепринятой является применение эмблемы в виде чаши со змеей для фармацевтической деятельности. Во всяком случае, именно это считается абсолютным основанием для отказа в регистрации этого символа в качестве товарного знака фармацевтических фирм.

Видимо стоит упомянуть и пару шутливых интерпретаций эмблемы «Чаша со змеей». Первая – когда служил в армии наши медицинские эмблемы в петличках расшивровывались как "теща кушает мороженное". Ну а вторая была озвучена когда-то у нас в институте во время КВН: "Над медицинскою эмблемой я долго думал так и сяк.. И наконец-то разрешил проблему - хитер как змей и выпить не дурак!"

 

Ну вот, если не сильно много расписывать, то и все. Понятно, что на самом деле медицинских символов очень много. Например, к общим медицинским эмблемам относятся:

1. просто змея;

2. змея, обвивающая посох (посох Асклепия-Эскулапа);

3. змея, обвивающая чашу;

4. змея, обвивающая треножник Аполлона;

5. змея, обвивающая омфалос (Дельфийский пуп);

6. две змеи, обвивающие посох (жезл Гермеса-Меркурия);

7. змея (или две змеи), обвивающая свечу (или светильник);

8. змея, обвивающая зеркало;

9. анк Импотеха;

10. яйцо;

11. горящий факел или горящая свеча;

12. светильник;

13. петух;

14. сердце на ладони и др.

 

К частным медицинским эмблемам относятся:

1. изображение ландыша;

2. флорентийского младенца;

3. уринария;

3. клистира;

4. рука, ощупывающая пульс-эмблема терапевтического профиля;

5. пентаграммы, некоторых хирургических инструментов (скальпеля, ножниц и др.);

6. капля крови - эмблема хирургического профиля;

7. ступки, ступки с пестиком – эмблемы фармации, эмблемы медицинских обществ;

8. военно-медицинские эмблемы и др.

 

Ну а фармацевтические эмблемы и символы составляют совсем отдельную кагорту. Но это уже, как говорится, совсем другая история-)). Если интересно, то могу выложить историю символики гражданской обороны, пожарных и спасателей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

окак! спасибо, очень познавательно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
...........................

9. анк Импотеха;

Это че за контора?

А в остальном, все верно и статья весьма полезная. Спасибо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
9. анк Импотеха;

10. яйцо;

*60

когда пойду брать ипотеку так и скажу - у меня есть анк импотеха!!!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Жаль, что в колледже практически ничего не рассказывают о символиках((((. Очень познавательная информация, спасибо!))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Приятно видеть что когдато мной сделанное живет и по нынешний день... *06 Интернет, страшная штука. Все растаскивается в момент.

Ну и еще http://www.spbredcross.org/about/label/

 

А так, хорошая подборка! Обобщить тоже надо уметь.

 

Спасибо за такое начало - этим можно только гордиться. Почему-то народ мало интересуются символикой и геральдикой, хоть и эмблемы на себе носят-)).

 

Уважаемый Dramamin, прошу прощения за опечатку - речь шла об Имхотепе! Его имя прославлено в голливудском ужастике "Мумия", однако Имхотеп - один из немногих египетских богов (кроме фараонов), который был фактически реальным человеком. Он был визирем фараона Джосера, фараона третьей династии. Имхотепу приписывают то, что он был основателем египетской медицины , и был автором медицинского трактата, так называемого папируса Эдвина Смита , детализирующего анатомические наблюдения, болезней, и лечения. Данный папирус был вероятно написан приблизительно в 1700 до н.э ., но может быть копией текстов тысяча лет старше. Первыми христианами Имхотеп почитался как святой. Христианские римские императоры помещали надписи хвалящие Имхотепа на стенах египетских храмов. Место погребения Имхотепа не найдено, но есть предположения относительно Саккары, возможно, это мастаба №3518.

Статуя Имхотепа стала первым портретом ученого - ее обломки обнаружили в заупокойном храме фараона. Относительно изображений, созданных потомками после его смерти, - статуэтка Имхотепа есть в каждом крупном музее мира.

 

Кого интересует Имхотеп подробнее, пожалста сюда:

http://www.egyptgod.ru/imxo.php

http://www.egyptgod.ru/1geniy.php

 

Теперь про анк.

Анк (Анкх) - Египетский символ жизни, как человеческой, так и божественной, и вселенной в целом. Анк - это ключ к знанию тайному и к скрытой мудрости, сила, власть и завет. Он формируется из комбинации мужских и женских символов Озириса и Изиды, как союз жизнепроизводящих принципов - Неба и Земли. Анк означает также бессмертие и жизнь предстоящую. Визуально он представлял из себя крест с петлей, изображения которого встречаются в гробницах египетских фараонов. Египтяне считали этот символ ключом в загробный мир. Если учесть, что жизнь "по ту сторону пирамиды" имела для египтян решающее значение и большая часть жизни "простого египетского фараона" была подчинена подготовке к смерти, то можно представить, какое значение Анк имел в религии Древнего Египта. Часто египетский бог смерти Анубис изображается с иероглифом "анк" ("жизнь") в руке. Этот божественный охранитель пути в царство мертвых изображается черным, т. е. имеет окраску священной смолы для бальзамирования, которая символизирует веру в продолжение жизни в потустороннем мире.

 

1-web.gif

Анк (Анкх)

 

вот подробнее: http://www.a-u-m.ru/ezoteric/4.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

видимо у вас голова как у геофизика

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
видимо у вас голова как у геофизика

 

Нет, геофизика и математика - это не мое-))) Меня всегда напрягал расчет парентерального питания пациента в ОАРИТ, как сейчас напрягает расчет гидравлики для постановки водяных завес при выбросе хлора-))))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Нет, геофизика и математика - это не мое-))) Меня всегда напрягал расчет парентерального питания пациента в ОАРИТ, как сейчас напрягает расчет гидравлики для постановки водяных завес при выбросе хлора-))))

Судя по тому, что Вы уже написали, у вас голова геохимиофизика-лингвиста!))) (это комплимент) *127

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Судя по тому, что Вы уже написали, у вас голова геохимиофизика-лингвиста!))) (это комплимент) *127

 

Спасибо за комплимент! Но я действительно только откомпиллировал то, что собирал по символике-)) Давайте я тогда лучше расскажу про другие символы.

 

Про историю советской/российской ГО рассказывать ничего не буду - инфа об этом есть в широком доступе. Попытаюсь немного поделиться сведениями о Международной организации гражданской обороны (МОГО).

 

В 1931 году французский хирург, генерал Жорж Сант-Пол основал в Париже Ассоциацию «Женевских зон», которая в последствии переросла в Международную организацию гражданской обороны. Под «Женевскими зонами» (Женева – место рождения Генри Дюнанта, основателя Красного Креста) понимались нейтральные зоны или открытые города, где в период войн могли найти убежище определенные категории гражданского населения. В 1935 году по инициативе Ассоциации «Женевских зон» французский Парламент принял резолюцию, в которой предложил Лиге Наций «изучить возможности создания в каждой стране посредством соглашений, ратифицирующихся в Лиге Наций, мест, районов или зон, которые были бы свободны от какой-либо военной активности или становились бы таковыми в период военных конфликтов …». Генерал Сант-Пол умер в 1937 г., в году, когда была удовлетворена его просьба о переводе Ассоциации из Парижа в Женеву.

 

1-web.gif

Генерал Жорж Сант-Пол

 

Активная деятельность Ассоциации в период Гражданской войны в Испании в 1936 г. и во время конфликта между Японией и Китаем в 1937 г. позволили создать нейтральные зоны для гражданского населения в городах Мадриде и Бильбао (Испания) и в Шанхае и Нанкине (Китай). Данный опыт был очень ограниченным, однако он показал, что идея нейтральных зон может быть реализована при определенных условиях. К сожалению, в период Второй Мировой войны ни одна из воюющих сторон не согласились создать или признать безопасные зоны в интересах другой стороны. После войны в 1949 году Дипломатическая Конференция, проходившая в Женеве, обновила первые три Женевские Конвенции и одобрила четвертую по защите гражданского населения в период войн.

В 1958 году Международная Ассоциация «Женевских зон» трансформируется в Международную организацию гражданской обороны. Ее задачи были значительно расширены. Она получила право устанавливать связи между национальными организациями гражданской обороны, проводить и способствовать проведению исследований в области защиты населения, организовать обмен опытом и координировать усилия по предотвращению, готовности и действиям в чрезвычайных ситуациях.

В 1972 году после проведения Второй международной конференции по радиологической защите состоялась Ассамблея делегаций, на которой представители государств-членов МОГО утвердили текст современного Устава организации, представляющего собой международную конвенцию. Он вступил в силу 1 марта 1972 года и предоставил МОГО статус международной межправительственной организации.

Согласно Резолюции от 18 декабря 1990 года 9-й Генеральной Ассамблеи Международной организации гражданской обороны (МОГО) ежегодно 1 марта отмечается как Международный день гражданской обороны/гражданской защиты (с французского языка, на котором говорил основатель МОГО (ассоциации «Женевских зон») Жорж Сант-Пол термин «Protection civil» переводится специалистами на русский язык и как «гражданская оборона», и как «гражданская защита»). Именно 1 марта 1972 года вступил в силу Устав МОГО в качестве межправительственной организации.

Провозглашая его, Генеральная Ассамблея ставила своей целью более глубокое ознакомление общественности с задачами гражданской обороны и пропаганду ее деятельности по защите населения, собственности и окружающей среды.

Отличительной международной эмблемой гражданской обороны является голубой равносторонний треугольник на оранжевом поле.

 

1-web.gif

 

(До этого момента эмблемой МОГО был земной шар, пересеченный двумя красными наклонными полосами на желтом фоне и обрамленный дубовыми листьями. Две наклонные красные полосы вошли в нее как эмблема «Ассоциации Женевских зон», предшественницы МОГО, и представляли собой символ, обозначающий санитарные зоны и зоны безопасности, закрепленный Женевской конвенцией по защите гражданского населения в военное время от 12 августа 1949 года).

 

1-web.gif

 

Этот знак предназначен для обозначения персонала и объектов гражданской обороны, которые находятся под защитой Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 года, касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол 1 от 1977 года). Страны, подписавшие этот Протокол, должны обеспечить условие, чтобы персонал гражданской обороны, техника и оборудование, сооружения были бы легко идентифицированы в период выполнения своих задач. Убежища, предназначенные для гражданского населения, также должны быть обозначены эмблемой гражданской обороны.

Эмблема имеет важное значение, так как позволяет выделить людей и собственность, которым предоставляется защита. В настоящее время эта эмблема используется национальными службами многих стран, включая страны, которые еще не подписали Протокол 1.

 

Кстати! Один из вариантов эмблем пожарных и спасательных служб (о них я расскажу позже) вы можете увидеть в виде знакомой уже снежинки (см. предыдущий рассказ об эмблеме скорой помощи в США), но только в другом цветовом исполнении – снежинка будет оранжевой!

 

1-web.jpg

 

Учитывая важность эмблемы в период вооруженных конфликтов, страны, подписавшие Протокол и имеющие национальные службы гражданской обороны должны:

- обязать национальные службы использовать эту отличительную эмблему;

- не допускать неправильное ее употребление;

- добиться, чтобы значение эмблемы знали не только личный состав гражданской обороны и вооруженных сил, но и население и средства массовой информации.

Международная организация гражданской обороны будет пропагандировать эмблему среди своих членов и совместно с Международным Комитетом Красного Креста будет распространять положения Международного гуманитарного права в части, касающейся гражданской обороны.

В соответствии с федеральным законодательством руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления.

 

Я укажу тут оглавление Протокола 1 к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 8 июня 1977 г., чтобы было понятно, каким образом данная конвенция относится к спасателям и медицинским работникам и почему ее желательно знать тому персоналу, кто работает в «горячих точках» планеты:

Преамбула

Часть I. Общие положения

Часть II. Раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение

Раздел I. Общая защита

Раздел II. Санитарные перевозки

Раздел III. Лица, пропавшие без вести, и умершие

Часть III. Методы и средства ведения войны - статус комбатантов и военнопленных

Раздел I. Методы и средства ведения войны

Раздел II. Статус комбатантов и военнопленных

Часть IV. Гражданское население

Раздел I. Общая защита от последствий военных действий

Глава I. Основная норма и сфера применения

Глава II. Гражданские лица и гражданское население

Глава III. Гражданские объекты

Глава IV. Меры предосторожности

Глава V. Местности и зоны, находящиеся под особой защитой

Глава VI. Гражданская оборона

Раздел II. Помощь гражданскому населению

Раздел III. Обращение с лицами, находящимися во власти стороны, находящейся в конфликте

Глава I. Сфера применения и защита лиц и объектов

Глава II. Меры по защите женщин и детей

Глава III. Журналисты

Часть V. Выполнение Конвенций и настоящего Протокола

Раздел I. Общие положения

Раздел II. Пресечение нарушений Конвенций и настоящего Протокола

Часть VI. Заключительные положения

Приложение I к Протоколу. Правила, касающиеся опознавания

Приложение II к Протоколу. Удостоверение журналиста, находящегося в опасной командировке

 

Если будет кому-то надо, то текст этого Протокола я могу конечно разместить, но он очень большой – десятки страниц…

 

Теперь можно приступить к более специфическим эмблемам, а именно к символам, которые используют в своих шевронах пожарные и спасательные службы. Если не рассматривать абсолютно специфические детали эмблем (типа касок, лестниц, гидрантов и даже гидравлических ножниц!), то по сути интерес представляют три общепринятых символа, а именно: топоры, кресты и звезды.

 

Топор - одна из старых эмблем, применявшихся в средневековой геральдике и относящихся к оружию. Боевой топор или секира являются непременными составными частями трофеев. В родовых гербах топор применяется в основном как оружие, обычно в лапах соответствующих геральдических зверей - льва или леопарда - и означает угрозу противнику. В советской геральдике в 20-е годы делались попытки ввести топор как эмблему, относящуюся к хозяйству (как инструмент лесоруба, плотника, строителя). Однако этому противоречила вся предшествующая история применения топора в западноевропейской и русской геральдике не только как боевого оружия, но и орудия казни, насилия (топор, перекрещенный факелом,-евангелическая эмблема мученичества и казни, т. е. означающая смерть на плахе или на костре). Вот почему в советской геральдике эта эмблема была в конце концов отвергнута.

Однако, во всех странах изображение топора принято вводить в эмблемы пожарной охраны или в знаки отличия за ликвидацию пожаров. Но в этих случаях топор дается в сочетании с пожарной каской и киркой или брандспойтом, чтобы этими дополнительными атрибутами уточнить значение эмблемы топора и исключить все другие ее толкования.

 

Звезда - один из древнейших символов человечества, принятый геральдикой всех народов, принадлежит к числу так называемых астральных знаков. Звезда вообще как понятие издавна служила символом вечности, а позднее (с XVIII в.) — символом высоких стремлений, идеалов (которые вечны, непреходящи) и с конца XVIII века стала употребляться как эмблема путеводности, счастья (“он родился под счастливой звездой”). Девиз “Ad aspera!” (“К звездам!”) означает поэтому “К возвышенному, к идеальному!” Звезды в геральдике и эмблематике различаются как по числу образующих их углов или лучей, так и по цвету. Сочетание того и другого дает различные- национальные значения звезд или нюансы в их значении. Я расскажу только о некоторых, которые вы можете встретить применительно к нашим службам.

 

Четырехлучевая звезда — символ путеводности (света во мраке ночи), усвоена в основном христианством, по своей форме связана с крестом. Употребляется также как орденская эмблема и обрамления орденских знаков в ряде стран. В нашей стране - используется исключительно на ведомственных военных орденах (не государственных), хотя и соотносилась с туристическим символом – «роза ветров». В Западной Европе и в США широко употребляется в качестве эмблематического изображения военных или военизированных организаций и в таких случаях снабжается дополнительными эмблемами или национальными цветами (лентами, девизными лентами и т. п.). Так, четырехлучевая звезда используется НАТО, ЦРУ и другими спецслужбами как знак (символ) правильности избранного ими пути, как эмблема счастливой (или удачной) судьбы (или карьеры) и вводится в служебные значки сотрудников этих спецслужб. Кстати. Эмблему МЧС тоже по сути можно рассматривать и как четырехлучевую звезду, хотя де-факто лучей на ней восемь, но явно есть разделение по их размерам.

 

Пятиконечная звезда — пентаграмма — символ охраны, безопасности, один из древнейших знаков (символов) человечества. Имеет древневосточное происхождение. Употребляется как военная эмблема.

 

Восьмиконечные звезды — это, по сути, замаскированные кресты (две четырехконечные звезды), поэтому такие звезды имеют в своих гербах католические страны — Колумбия, Перу, Филиппины. Кроме того, восьмиконечная звезда — наиболее распространенный орденский знак во всех европейских и американских христианских государствах. Почти правильный восьмиугольник, образованный наложением друг на друга по диагонали двух квадратов с сохранением линий их перекрещиваний, использовался как символ, сопровождавший изображения Богоматери и, вместе с тем, нимб Бога-отца Саваофа (правильнее — бога сил, воинств) в русской иконописи и христианской православной символике дониконианских времен, особенно с XIV по XVI век, «Венец Отеческой Славы». Этот восьмиконечный символический знак изображался либо вверху икон (чаще всего в правом верхнем углу), либо вместо нимба, либо как фон над головой Саваофа. Часто оба четырехугольника окрашивались (верхний — в зеленый и подстилающий его — в красный цвет) или окаймлялись полосками этого цвета. Изображения этого рода характерны для Севера России, повсеместно встречаются в в карельской и вепсской национальной вышивке и имеются (сохранились) в музеях Ростова Великого, Вологды, Перми. Звезда является символом вечности и путеводности, источником жизни и процветания, счастья и изобилия, богатства, символом высоких устремлений и идеалов народа. Восьмиконечная звезда также и символ защиты, то есть "оберег". История восьмиконечной звезды связана и с древней историей.

Восьмилучевая звезда - солнечный символ в Вавилоне – воплощённое сияние – заключает в себе солнечный круг, крест солнцестояний и равноденствий и стороны света. Это колесо коронованной Кибелы-Деметры, индийское колесо, осьминог доколумбовой Америки. Она украшала щиты рыцарей ордена тамплиеров.

Восьмилучевая звезда считалась у египтян божественным знаком как атрибут богини письма и судьбы Сешат. Сешат является земной ипостасью богини Маат, богини космического порядка, которая была супругой бога Тота (бога мудрости и повелителя числа восемь).

Яркими символами духовной культуры древнего Азербайджана являются восьмиконечная звезда и ее смысловые синонимы — Симург и Новруз. Подтверждением тому может служить заимствование культурами других народов принятой предками азербайджанцев философии и знакового символа, в частности древнейшего астрального символа благоволения богов — восьмиконечной звезды и философии мироздания, также это символ шумерской богини Инанны.

 

Я не зря так подробно остановился на восьмиконечной звезде, ибо именно этот символ напрямую относится не только к пожарным России, но и к аналогичным структурам многих европейских стран.

 

Значение восьмиконечной звезды полностью раскрывается в иконе Неопалимая Купина (надеюсь, вы помните, что именно эту икону почитают пожарные России!), где Матерь Божия предстает в образе Церкви. Земная жизнь Богородицы празднуется восемью праздниками, а прославляется девятым – Собором Пресвятой Богородицы, где Она предстает Царицей Небесной, которой Господь отдал под начало и царство все чины Ангелов и Святых.

 

img_38-web.gif

 

“Неопалимая Купина”, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Середину иконы занимает звезда восьмиконечная, в центре которой образ Богоматери с Христом Спасителем. Четыре зеленые луча обозначают купину, т.е. куст, другие четыре луча — красное пламя горящей купины. На некоторых иконах “Неопалимой Купины” к концам внешних лучей добавляются буквы А.Д.A.M. Эта деталь основана на греческом сказании, по которому Архангелы составили имя первого человека по звездам, взятым с четырех концов света: Архангел Михаил — с Востока букву “А” от звезды “Анатоли”, Архангел Гавриил — букву “Д” от Западной звезды “Дисис”, Архангел Рафаил — букву “А” от Северной звезды “Арктос” и Архангел Уриил — от Южной звезды “Месембрии” букву “М”.

Богоматерь держит в руках Спасителя и свою эмблему — лестницу. По четырем углам иконы размещены пророчества, связанные с Воплощением Христа: Моисей перед горящей купиной, в центре которой образ Богоматери “Знамения” с Предвечным Эммануилом в лоне. Прор. Иезекииль перед закрытыми вратами “видевши на востоке ворота и никакой человек не войдет ими, ибо Бог вошед ими” (Иез. 44: 1-2).

Видение пророку Исаие Серафима “в руце у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника” (Ис. 6: 6). Горящий уголь — символ Христа, клещи — символ Богоматери (см. икону “Уголь Исаево”). На некоторых иконах “Неопалимой Купины” добавляется “Корень Древа Иессеева”, по пророчеству Исайи: “вместо терновника вырастет кипарис... в знамение вечное несокрушимое” (Ис. 11: 10; 55: 13).

Богоматерь “Царица Небесная”, честнейшая Херувим и славнейшая Серафим, окружена подвластными Ей небесными силами — архангелами и ангелами стихий: грома, молнии, росы, ветра, дождя, мороза и мглы. Каждый ангел держит соответствующий “атрибут”, как чашу, фонарь, облако, меч, факел, закрытый кивот (мороз), нагую фигуру (ветер). Число ангелов и их распределение вокруг Богоматери меняется по выбору иконописца. Ангелы светил и небесных стихий взяты из Апокалипсиса, где перечисляются ангелы звезд, облака, молнии, града и землетрясения. Представление об ангелах, управляющих светилами и стихиями, было принято с верою в средние века. Летописец Нестор, отмечая таинственный огненный столп, появившийся над Киево-Печерской лаврой в его дни, без малейшего сомнения объясняет это явлением ангела (Нес. 96, 121). В Соловецкой рукописи XIV в. сказано, что Богоматерь посылает, через посредство ангелов, молнию, лед и землетрясение на безбожников. Но бедствия, ниспосылаемые Богоматерью, могут быть предотвращены молитвой, обращенной к Ней, и карательная сила превращается в заступничество и милосердие.

Первая икона “Неопалимой Купины” была привезена на Русь из Синая палестинскими старцами в 1390. Иконе приписывается чудодейственная сила защиты от огня “огненного опаления”. На Синае поют службу иконе во время сильных гроз; в России обносили икону во время пожаров, предохраняя соседние здания от огня.

Появление “Неопалимой Купины” в Москве связано со следующим преданием: стремянный конюх царя Феодора Алексеевича Димитрий Колошин, человек богатый, особенно уважал икону Богоматери “Неопалимой Купины”, стоявшую в святых сенях при царской Грановитой палате, и каждый раз, когда приходил во дворец и уходил, усердно молился пред нею; наконец он пожелал построить во имя ее храм по следующему случаю. Однажды подпав невинно гневу царя и не надеясь оправдаться пред ним, Колошин с еще большим усердием начал молиться пред иконою “Неопалимой Купины”, прося Царицу Небесную защитить его; молитва была скоро услышана. Царю Феодору Алексеевичу во сне явилась Богоматерь и объявила конюшего невинным; царь велел исследовать дело Колошина и, найдя его невинным, освободил от суда и возвратил свое прежнее расположение к нему. В благодарность своей Избавительнице Колошин выпросил у царя икону “Неопалимой Купины”, построил во имя ее храм, который и доселе находится на том же месте. Построение храма относится к 1680. Предание прибавляет и другие случаи, относящиеся к славе этой иконы. 1) Когда в Москве был сильный пожар, эту икону обносили вокруг домов прихожан Неопалимовской церкви, и те все уцелели от огня. Вообще живущие в этом приходе замечают, что в нем бывают очень редко пожары, да и те очень незначительны, несмотря на то что это место застроено преимущественно частыми деревянными домами, — и это приписывают особенному покровительству Богоматери. 2) Покойный протоиерей Новодевичьего монастыря, находящегося недалеко от Неопалимовской церкви, Введенский, лично сообщил одному из священнослужителей этой церкви следующее: “В 1812, когда Москва была занята французскими войсками, оставшись один в монастыре, я был однажды испуган неожиданным приходом польского солдата, который, отдавая мне серебряную ризу с иконы, просил возвратить ее в ту церковь, где она была похищена, и прибавил к этому, что с того времени, как он снял ее, его мучит сильная тоска”. Эту ризу по выходе из Москвы французов протоиерей возвратил в Неопалимовскую церковь. Икона эта празднуется еще в 6-ю неделю по Пасхе. Название иконы Божией Матери “Неопалимая Купина” произошло от видения Моисеем горевшей и не сгоревшей купины (куста терновника), которое изображало Приснодевство Богородицы, и на этой иконе Пресвятая Богородица обыкновенно изображается окруженною пламенем.

В г. Славянске Харьковской епархии, в Троицкой церкви имеется чудотворная икона “Неопалимая Купина”. Она написана по следующему случаю. В 1820-21 в этом городе происходили частые пожары от поджогов. Приняты были все меры к открытию поджигателей, но злодея не могли найти. В это время одной старушке Бельницкой, которая первая пострадала от пожара, кто-то, явившись во сне, сказал, что если будет написан образ “Неопалимой Купины” и будет совершено пред ним молебствие, то пожары прекратятся. Старушка открыла свой сон городскому протоиерею. Образ был написан, и после молебствия пред ним в этот же день была открыта виновница пожаров — малоумная девица Мавра, которая тотчас созналась, и пожары прекратились.

 

К сожалению, сейчас на шевронах пожарной охраны можно увидеть только по сути четерехлучевую звезду МЧС (не поворачивается язык ее назвать восьмилучевой из-за неравности лучей), хотя исторически, российская пожарная охрана более всех достойна носить на рукавах звезду Богородицы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

оченьдлинно. но все равно мерси в очередной рас.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Ну а у европейских коллег эта символика используется очень широко. Для примера можно поглядеть на шевроны из коллекции сайта www.fire.ru:

 

1-web.gif

 

1-web.gif

 

1-web.gif

 

1-web.gif

 

1-web.gif

 

1-web.gif

 

1-web.gif

 

1-web.gif

 

1-web.gif

 

Конечно, общепринятая символика пожарных служб звездами и топорами не ограничивается. Остается еще один важный символ – крест. Раньше я уже чуть-чуть упоминал о крестах в символике медицинской, теперь можно поподробнее остановиться и о крестах пожарных. Но сначала. Как обычно, экскурс в историю-)))

Крест один из наидревнейших символов человечества и возник, как знак Солнца – коловорот. Его называют знаком знаков. Христиане не считали крест «своим» знаком вплоть до середины IV в. Принятие креста, как и переосмысление языческих празднеств Древнего Рима с христианской точки зрения, было элементом идеологического компромисса, благодаря которому христианство стало государственной религией Римской Империи. Исследователи мифологии видят в кресте стилизованное изображение двух кусков дерева, применявшихся в древности для добывания огня. Эзотерики наделяют крест богатой палитрой мистических значений; в частности он считается символом священного Центра Земли, где земная горизонталь пересекается с небесной вертикалью (Генон); символом Распространяющегося Света Истины (Кроули); символическим изображением Адама Кадмона (розенкрейцеры) и т.д.

 

По некоторым сведениям, при взятии Святого города – Иерусалима во время первого крестового похода сарацины забрасывали атаковавших их крестоносцев сосудами с горящей жидкостью (наверное нефтью). Город был взят, а обгоревшие воины вместе с другими ранеными попали в госпиталь – странноприимный дом, который с середины XI века служил приютом и больницей для паломников из Европы. Управляли всем этим хозяйством христиане-подвижники, члены братства иоаннитов (при госпитале существовал храм Святого Иоанна Предтечи). В братство вступили несколько рыцарей, и вскоре оно было преобразовано в орден, который не только продолжал заботиться о бедных и больных, но и защищал пилигримов от сарацин и постепенно стал грозной военной силой. И не только военной. А символом Орден Рыцарей Госпитальеров выбрал белый восьмиконечный крест (кстати, на красном фоне, что, вероятно, привлекло в какой-то момент внимание американских пожарных), впоследствии названный Мальтийским.

Мальтийский крест – соединение 4-х копий, образующих восьмиконечный крест. По одной трактовке каждый луч креста обозначает одну из восьми рыцарских добродетелей, по другой - он символизирует четырёх великий богов Ассирии: Ра, Анну, Белуса и Хеа. Эмблема рыцарей Мальтийского ордена. Белый крест этой формы на чёрном фоне с самого начала был эмблемой военного и религиозного ордена госпитальеров, называемых также иоаннитами, которые посвятили себя освобождению от мусульман Святой земли во времена крестовых походов. Изгнанные в 1291 году, они перенесли свою штаб-квартиру на Родос (в 1310 году), а позднее – на Мальту (в 1529 году) – отсюда это название. Ещё есть мнение, что восемь лучей креста соответствуют восьми «филиалам» ордена госпитальеров. Интересно, что форму мальтийского креста имел первый почтовый штемпель.

В правление императора Павла I между Россией и Мальтийским орденом 4.11797г. была заключена конвенция об установлении ордена в России. При Павле I мальтийским крестом награждали за военные заслуги.

В настоящее время Мальтийский орден - один из самых древних, самых престижных и самых влиятельных рыцарских орденов в мире. Он признается субъектом международного права - своеобразным государством без территории, объединяющим людей разных национальностей и религиозных убеждений. Мальтийский дипломатический паспорт ценится выше шенгенской визы. Как правило, члены Ордена занимают очень высокое социальное положение: во главе рыцарей Мальтийского ордена в своих странах стоят испанский король и английская королева. В средние века, когда крестоносцы освобождали Иерусалим от неверных, группа самаритян, известная как Мальтийский рыцарский орден, основала медицинскую службу и построила военные госпитали для раненых христиан. Охранная грамота, выдававшаяся Великим магистром этого ордена, признавалась монархами всех стран Европы, исповедовавших католицизм (как правило, короли европейских стран сами были рыцарями Мальтийского ордена и покровительствовали ему). В те времена она была эквивалентом современного дипломатического паспорта. Когда в XIX веке появились паспорта, паспорт рыцаря Мальтийского ордена обычно говорил о том, что его предъявитель - известный филантроп, направленный римско-католической церковью с благотворительной миссией. Позже появились и другие благотворительные организации с тем же названием, основанные уже протестантами. Они существуют и поныне в Великобритании и скандинавских странах, содержат госпитали и спасательные службы, а их документы обычно признаются в христианском мире. Паспорт Мальтийского ордена дает право безвизового въезда в 32 страны; виза требуется для въезда в США, Канаду, Австралию и Таиланд.

Надо сказать, что Мальтийский крест украшает не только шлемы американских и канадских огнеборцев, но и борта пожарных машин. Более того, некоторые из них несут гордый древний символ на решетке радиатора – это эмблема одного из старейших производителей пожарных грузовиков American La France.

 

1-web.gif

 

Ну и хочу сказать об эмблемах спасателей. Тут не будет исторических фактов, ибо спасательное движение, отличное от работы пожарных (а за рубежом именно пожарные и являются городскими спасателями), весьма немногочисленно. По сути мы можем говорить о какой-то специфичности морских спасателей, поисковиков в тайге, альпинистов и т.п. На их шевронах прежде всего отражена специфика их работы, изредка включая уже общепринятую символику, о которой я рассказал выше. Ярким примером является эмблема пловцов-спасателей Береговой охраны США.

 

1-web.gif

 

Без труда вы заметите и символы принадлежности к авиации («крылышки»), и знак пловцов («ласты»), а также уже хорошо известную синюю снежинку. А уж если будет интересно - то можно окончить повествование символикой российских спасателей: морских, авиационных, горноспасателей, газоспасателй и альпинистов..

Сорри за то, что много букв - ужимался как мог-)))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Так вы еще и историк! Спасибо за такой поток информации, просветилась, осталось "переварить" и оставить что-то в памяти!))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Спасибо за статью! Первую часть унес на главную страницу...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А интересно-правомочно ли использование красного креста на автомобиле ,,скорой помощи"?(в нашей стране)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
А интересно-правомочно ли использование красного креста на автомобиле ,,скорой помощи"?(в нашей стране)

 

Интересный вопрос-)) Можно, при условии, если Россия (в лице уполномоченного министерства) официально утвердило эту эмблему по согласованию с Красным крестом для службы "скорой помощи". Еще одно условие - безвозмездность оказываемой помощи. Т.е. по логике, если "скорая помощь" оказывает платные услуги, красного креста на ее машинах быть не должно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Немного буду дополнять по символам, которые обозначаются в разговорах на главной странице.

 

От: "земский_врач"

"Малюсенькое дополнение к статье.

Ещё использовали и Лотарингский крест как символ борьбы против туберкулёза . Предложен в 1902 году Ж. Сельсиро".

 

 

To земский_врач: Отдельная благодарность за лотарингский крест - я не знал про его взаимосвязь с борьбой с туберкулезом. Единственное - лотарингский крест практически идиентичен с патриархальным крестом (его еще называют "католическим крестом кардинала" или "крестом с двумя перекладинами". Верхняя перекладина представляет собой titulus, или же доску для надписей, введенную по распоряжению Понтия Пилата), а также часто путают с лорранским крестом, хотя чуть-чуть, но все отличаются.. Вот и я пока разбирался, чуть зрения не лишился-))

 

Лотарингский:

1-web.gif

 

Патриархальный:

1-web.gif

 

Лорранский:

1-web.gif

 

От "Dorf"

"Также в медицине иногда использовался в качестве эмблемы пеликан. Он считался символом самопожертвования, т.к. людям казалось, что он вскармливает птенцов своим мясов. Даже у Козьмы Пруткова есть: "Усердный врач подобен пеликану""

 

То Dorf: Да, насчет пеликана это правда. В России с 18 в. эмблемой ведомств, занимавшихся призрением и учением детей, было изображение пеликана. Изображение пеликана наряду с каплей крови использовалось в ряде стран в качестве эмблемы донорства. В истории символ и эмблема самопожертвования. Образ пеликана вошел в символику через христианскую литературу (авторы — Августин, Иероним, Исидор), где рассказывалось о птице Онокро-тале (или пеликане), водящейся в долине Нила, которая спасает своих птенцов, укушенных ядовитой змеей, тем, что дает им пить свою кровь, исторгнутую из своей утробы. Поводом к этой легенде послужил, по-видимому, тот факт, что пеликаны кормят своих птенцов частично переваренной, а частично просто сохраняемой в зобу рыбой. Образ пеликана как символа любви родителей к детям, а затем и эмблема самопожертвования со времен средневековья входил во многие родовые и личные гербы, а также в некоторые государственные гербы небольших феодальных государств (где означал попечение высшей государственной власти о подданных). Для эмблематического изображения пеликана харак терно, что он бывает всегда повернут к зрителю в три четверти, так что видно, как он клювом разрывает свою грудь, из которой течет кровь, изображаемая каплями. Цвет пеликана серебряный (белый), капли крови - красные. Число птенцов всегда должно быть нечетным — три, пять, то есть подчеркнуто неделимое, что символизирует неразделимую (безраздельную) любовь, сострадание, участие, самопожертвование.

 

1-web.gif

 

1-web.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Немного буду дополнять по символам, которые обозначаются в разговорах на главной странице.

 

От: "земский_врач"

"Малюсенькое дополнение к статье.

Ещё использовали и Лотарингский крест как символ борьбы против туберкулёза . Предложен в 1902 году Ж. Сельсиро".

 

 

To земский_врач: Отдельная благодарность за лотарингский крест - я не знал про его взаимосвязь с борьбой с туберкулезом. Единственное - лотарингский крест практически идиентичен с патриархальным крестом (его еще называют "католическим крестом кардинала" или "крестом с двумя перекладинами". Верхняя перекладина представляет собой titulus, или же доску для надписей, введенную по распоряжению Понтия Пилата), а также часто путают с лорранским крестом, хотя чуть-чуть, но все отличаются.. Вот и я пока разбирался, чуть зрения не лишился-))

 

Лотарингский:

1-web.gif

 

Патриархальный:

1-web.gif

 

Лорранский:

1-web.gif

 

От "Dorf"

"Также в медицине иногда использовался в качестве эмблемы пеликан. Он считался символом самопожертвования, т.к. людям казалось, что он вскармливает птенцов своим мясов. Даже у Козьмы Пруткова есть: "Усердный врач подобен пеликану""

 

То Dorf: Да, насчет пеликана это правда. В России с 18 в. эмблемой ведомств, занимавшихся призрением и учением детей, было изображение пеликана. Изображение пеликана наряду с каплей крови использовалось в ряде стран в качестве эмблемы донорства. В истории символ и эмблема самопожертвования. Образ пеликана вошел в символику через христианскую литературу (авторы — Августин, Иероним, Исидор), где рассказывалось о птице Онокро-тале (или пеликане), водящейся в долине Нила, которая спасает своих птенцов, укушенных ядовитой змеей, тем, что дает им пить свою кровь, исторгнутую из своей утробы. Поводом к этой легенде послужил, по-видимому, тот факт, что пеликаны кормят своих птенцов частично переваренной, а частично просто сохраняемой в зобу рыбой. Образ пеликана как символа любви родителей к детям, а затем и эмблема самопожертвования со времен средневековья входил во многие родовые и личные гербы, а также в некоторые государственные гербы небольших феодальных государств (где означал попечение высшей государственной власти о подданных). Для эмблематического изображения пеликана харак терно, что он бывает всегда повернут к зрителю в три четверти, так что видно, как он клювом разрывает свою грудь, из которой течет кровь, изображаемая каплями. Цвет пеликана серебряный (белый), капли крови - красные. Число птенцов всегда должно быть нечетным — три, пять, то есть подчеркнуто неделимое, что символизирует неразделимую (безраздельную) любовь, сострадание, участие, самопожертвование.

 

1-web.gif

 

1-web.gif

Игорь спасибо за расказ, очень интересно и позновательно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×